Некоторые рекомендации
к реализации проекта «Уроки добра в школе. Доброта - основа воспитания»
(в помощь педагогам, учащимся и их родителям)

Аннотация проекта

Благотворительный фонд «Доброе дело» был создан в 2007 году. Президентом фонда является Алексей Юрьевич Невьянцев, руководитель «Группы компаний ВКБ», финалист конкурса «Лидеры России» 2019 года. За 12 лет работы накоплен огромный опыт развития социальных и благотворительных проектов. К реализации добрых дел было привлечено большое количество волонтёров. В 2019 году успешно стартовало движение «Волонтёры Первоуральска».

Значимым проектом фонда стало издание интерактивных книг «Письма добра». В них вошли не придуманные житейские истории, трогательные стихи, афоризмы, поучительные притчи и рассказы о людях, способных на милосердие и добрые поступки. Книги читают десятки тысяч пользователей интернета в России и за её пределами. И, судя по их отзывам, сердца многих зажигаются на добрые дела.

Проект «Уроки добра в школе. Доброта - основа воспитания был поддержан Администрацией Президента РФ, Аппаратом полномочного представителя Президента в Уральском ФО, Министерством социальной политики Свердловской области, Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Управлением образования ГО Первоуральск, а также многими коммерческими и некоммерческими организациями.

Пояснительная записка

Открытые вызовы современного общества: внешняя активность человека в эпоху интернет-технологий и его внутренняя изоляция - идут вопреки законам духовности и нравственности, травмируют сознание и опустошают чувства гражданина. Именно дети, будущее светоносной России, нуждаются в духовно-нравственной защите и поддержке уже сегодня и сейчас. Семья и школа должны научить ребенка отделять самостоятельно «зёрна от плевел».

Федеральным Государственным Образовательным Стандартом определены цели и задачи формирования национального самосознания и гражданской идентичности подрастающего поколения.

Мощной методологической основой воспитания высокой нравственности подрастающего поколения на 1,2,3 ступени образования являются курсы «Урал. Человек. Истоки», «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предметы отечественной литературы и истории, гуманитарных дисциплин.

Как привнести в мир ребёнка заложенные в нём духовные и нравственные ценности? Проект «Уроки добра в школе. Доброта - основа воспитания» ориентирован на решение проблем духовно-нравственного воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности, дополнительном образовании, волонтёрской практике добра и милосердия.

Ценность содержания книги «Письма добра» в том, что она раскрывает глубокий смысл бытия человека на Земле, развивает способность осознания духовно-нравственных корней и традиций народов России.

Цели и задачи

Цель проекта - создание интерактивной книги «Письма Добра» для российских школьников через проведение уроков добра в школе, вовлечение учащихся в волонтёрскую практику социальных проектов.

Проект «Уроки добра в школе. Доброта-основа воспитания» всецело решает следующие задачи:

Поставленные задачи органично связанны с нравственными ориентирами: интересом к родному слову, осознанным восприятием духовных ценностей, заложенных в родной речи. Именно язык российского общества, претерпевающий столько негативных изменений, требует сегодня нового взгляда на его духовное содержание.

Содержание

Основой воспитания с детства должна быть доброта. Доброта - это отзывчивость и проявление заботы, умение сочувствовать и сострадать, быть неравнодушным и готовым прийти на помощь, быть бескорыстным и щедрым душой, вежливым и воспитанным.

Тексты в книге «Письма Добра» просты и понятны. Это рассказы, притчи, стихи и рифмованные изречения. Сюжет легко воспринимается и закрепляет в сознании человека постулаты христианской этики: совесть, служение людям. Каждый из них несёт глубокую духовную нравственную и познавательную силу Истины и Любви.

Тематика размышлений над содержанием текстов помогает раскрыть законы духовного роста человека, сверить свою жизнь с этими требованиями. Глубина восприятия и понимания зависит от духовно-нравственных возможностей человека, способности понять смысл жизни, направленной к Добродетели.

Благодаря высокому идейному содержанию книги «Письма Добра», появляется возможность обсуждения и решения ситуационных проблем, инсценирования жизненных сюжетов не только в школе, но и в кругу семьи. Задача педагога, воспитателя - помочь ребёнку духовно возрасти, подняться до освоения ценностей, выработанных предыдущими поколениями.

В содержательном плане следует обратить внимание на вопросы, требующие понимания и обсуждения.

Формы и методы работ

Особое место для детей в возрасте 10-18 лет должны занять речевые и языковые практики. Способность к речи человек получает от рождения, но овладевает языком только в процессе общения с людьми, живя в обществе. Вместе с тем язык сложен и неисчерпаемо богат. Сократ, один из величайших древнегреческих философов, завещал: «Заговори - чтобы я тебя увидел». «Из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков» - считал Аристотель.

На уроках целесообразны повествовательно-диалоговые формы обучения: рассказ, беседа, диалог, дискуссия, цитирование оригинальных текстов, прослушивание музыки и духовных песнопений.

В атмосфере коммуникативно-диалоговой культуры следует стимулировать стремление ребенка к анализу своего поведения, внутреннему самонаблюдению и адекватной самооценке:

Существенно важной формой контроля на уроке и во внеурочное время являются письменные работы. В них оценивается способность учащихся точно и правильно пользоваться устной и письменной речью. Мини-сочинения, письма-размышления, обращения к себе и сверстникам, к взрослым удивительным образом способствуют раскрытию внутреннего мира ребёнка. А примеры стремления к добру, красоте, милосердию высветят главный смысл идеалов и ценностей подрастающего человека.

Результаты

Задача педагога - неустанно формировать практики нравственного выбора среди детей: предпочтение правды перед ложью, добродетели перед пороком, красоты и гармонии над хаосом.

После проведения уроков добра школьники пишут сочинения, письмо любимому герою или эссэ о добре и милосердии, о помощи ближнему или о том, какие добрые поступки совершают они сами. Приветствуются рисунки, иллюстрирующие добрые поступки, фотографии или видеоролики.

Все работы оцифровываются и размещаются на сайте, создаётся интерактивная живая и вечная «Книга Добра российских школьников». Авторы лучших работ будут награждены памятными подарками и грамотами. А лучшие работы войдут в следующие тома книги «Письма добра» и будут представлены на сайте delodobroe.ru/dobro

Каждый ребенок получит возможность пройти интерактивный квест реализации добрых дел. Для этого будут использованы интерактивные технологии: «Доброделки», «Календарь добрых дел», «Дневник добрых дел».

Многолетняя практика свидетельствует о том, что дети привлекают к добрым делам родителей и других членов семьи. Вовлечённая аудитория расширяется, и социальный эффект полезности становится еще более значимым для Малой родины и для большой России.

Через проект «Уроки добра в школе. Доброта-основа воспитания» и поступательное развитие интерактивного приложения «Письма Добра» детям, их родителям, педагогам и неравнодушным взрослым откроется подлинный смысл жизни человека на пути к Истине и к беззаветному служению людям, Отечеству, Богу.

Доброе дело